12.11.2019 г. Вторник, 11:04
Главная » Библиотека » ЭРГОТЕРАПИЯ – НЕОБХОДИМАЯ ЧАСТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

ЭРГОТЕРАПИЯ – НЕОБХОДИМАЯ ЧАСТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Абусева Г.Р.1, Пирогова С.В.2, Лапотников А.В. 3

1ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова» МО, г.Санкт-Петербург

2 ГБОУ ВПО СЗГМУ имени И.И. Мечникова

3 ЧОУ ВПО СПбМСИ (Санкт-Петербугский Медико-социальный институт)

В последнее время лечение любой патологии рассматривается с точки зрения реабилитационного процесса, который должен начинаться уже на догоспитальном этапе и представлять собой комплекс мероприятий по скорейшему возвращению пациента в социальное общество и к своей трудовой деятельности. Для достижения этой цели помимо физических упражнений, физиотерапевтических методов, а так же психокоррекции, в реабилитационный процесс необходимо включать  эрготерапию.

Эрготерапия (лат. ergon – труд, занятие, греч. therapeia – лечение) или Occupational Therapy (оccupation (англ.)занятие; син. – трудотерапия или терапия какой-либо деятельностью, занятием) – использование целенаправленной деятельности с целью улучшения или восстановления функциональных возможностей (двигательных, эмоциональных, когнитивных и психических) пациентов с ограниченными возможностями. Процесс реабилитации предусматривает взаимодействие эрготерапевта с другими специалистами реабилитационного отделения по разработке реабилитационной программы с целью  восстановления временно утраченных функций пациента или с целью адаптации пациента к новым  условиям жизни и/или труда в результате полностью утраченных функций. Усилия специалистов реабилитационного отделения (врача ЛФК, физиотерапевта, психолога, социального педагога, логопеда, эрготерапевта) направлены на максимальное восстановление способности пациента к самообслуживанию, трудовой деятельности, общению, отдыху и т.д. Важная роль в достижении этой цели, а именно приобретении пациентом максимально возможной самостоятельности, принадлежит эрготерапии.

Существует несколько направлений эрготерапии – неврологическая патология, травматология, психические заболевания, онкология, заболевания, приводящие к деформации опорно-двигательного аппарата, врожденная патология нервной  и костно-мышечной системы и др. Программы эрготерапии разрабатываются специалистами индивидуально  в зависимости от вида и степени выраженности патологии. В частности, в неврологической практике эрготерапевты чаще всего имеют дело с последствиями инсульта – парезами, параличами, нарушениями речи. Их основная задача на начальном этапе восстановительного лечения – обучение  навыкам самообслуживания (умению одеть себя, провести гигиенические процедуры), самостоятельному вставанию с постели, держать баланс. В дальнейшем пациенты обучаются навыкам передвижения, приготовления  пищи, ремонта одежды (пришивание пуговиц и т.д.), умению пользоваться шнуровкой, различными видами застежек и т.д., т.е. навыкам бытового самообслуживания. Примерно по такой же схеме проходит обучение пациентов травматологического профиля, особенно с ампутированными конечностями.

У пациентов неврологической и травматологической патологией эрготерапия начинается на стационарном этапе. Для проведения занятий в соответствующих отделениях имеются учебные помещения, в которых воссоздается обстановка кухни, туалета, ванной комнаты, где больные обучаются бытовым навыкам, а также специализированные трудовые мастерские в реабилитационных подразделениях, имеющие универсальный комплекс (PrimusRS и др.) с большим количеством адаптеров и насадок, симулирующих различные профессиональные и бытовые движения. Занятия могут проходить как в индивидуальной форме (обучение навыкам вставания, удержания равновесия, умение одеть себя и т.д.), так и в группе (различные игры, творческие задания – вязание, лепка, пение). Продолжительность занятий, проводимых ежедневно или через день, составляет 20–40 мин. Готовя пациента к выписке из стационара, эрготерапевт должен  быть уверен, что больной сможет обслуживать себя дома. Для этого необходимо выяснить условия проживания пациента и внести необходимые изменения в окружающую обстановку. С этой целью эрготерапевт выезжает к пациенту и выясняет, сможет ли больной обслуживать себя в домашних условиях. При необходимости специалист рекомендует установить дополнительные поручни в туалете, ванной комнате, коридоре, убрать пороги, где-то переставить мебель и т.д. После выписки из стационара пациенты находятся под наблюдением эрготерапевта реабилитационного отделения амбулаторно. По такой схеме работают специалисты зарубежных стран.

Иная программа разрабатывается для пациентов, страдающих нарушениями когнитивной функции (болезнь Дауна, умственная отсталость, болезнь Альцгеймера и др.). Пациенты не могут запомнить названия, но вполне запоминают цвета, геометрические фигуры, поэтому для их обучения используют тот же принцип, что и для маленьких детей – используют различные напоминания, обозначения предметов. В процессе обучения у таких больных вырабатывается определенный алгоритм поведения, благодаря которому достигается главная цель – пациенты в состоянии себя обслуживать, а некоторые и в состоянии выполнять определенную работу. Многие пациенты болезнью Дауна работают, при этом они  самостоятельно добираются до места работы. Некоторые из них имеют различные хобби (театр, вокальная, художественная студия и т.д.), т.е. являются полноценными членами общества.

Во многих странах ввиду приоритета социальной модели реабилитации эрготерапия выделена в самостоятельный раздел реабилитации, где заняты специально обученные специалисты – эрготерапевты. Подготовку такие специалисты проходят по четырехгодичной программе бакалавриата, как правило, в университетских клиниках. Следующий этап обучения – магистратура.

В нашей стране эта специальность  развивается на протяжении более десяти лет. В настоящее время эрготерапия включена в программу обучения студентов медицинских высших учебных заведений по дисциплине «медицинская реабилитация».

Скрол наверх