06.12.2019 г. Пятница, 13:20
Главная » Библиотека » МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ РАНЕНЫХ В ЕДИНСТВЕ С ЛОГОПЕДИЕЙ

МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ РАНЕНЫХ В ЕДИНСТВЕ С ЛОГОПЕДИЕЙ

Карпова Т.Н.1, Чепик Г.С.2

  1. Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, кафедра курортологии и физиотерапии

Санкт-Петербург. Россия.

  1. Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. Санкт-Петербург, Россия

            В 1946 году издательство Министерства здравоохранения СССР МедГиз (Ленинград) выпустило в свет небольшую монографию М.Е. Хватцева «Восстановление речи у раненых в челюстно-лицевые области».

Автор монографии при ее написании использовал 25 литературных источников (из них 2 иностранных), авторами которых являются  челюстно-лицевые хирурги, специалисты по лечебной физкультуре и логопеды.

Литературные источники разделены на разделы 1). Общий раздел и 2).Челюстно-лицевые ранения и нарушения речи. В числе стоматологов указаны следующие ученые: В.Н. Бынин, А.В. Катц, В.Ю. Курляндский, Я. Вербицкий, М.М. Ладыженский, Лукомский, Н.М. Михельсон; в числе специалистов по лечебной физкультуре и гимнастике: П.В. Андринг, В.К. Добровольский, Дренинг, З.П. Фирсов; логопедов представляют: А. Александров, М.Г. Генинг, С.М. Доброгаев, З.Г. Нелюбова, Е.Ф. Рау, М.Е. Хватцев; иностранных специалистов: E. Freide, Frschels.

Настоящая монография явилась «плодом…исследовательской работы в Ленинградском государственном ордена Ленина и ордена Красного Знамени институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта на базе практической помощи в эвакогоспиталях раненым воинам Великой Отечественной войны  1941-1945 годов».

Монография состоит из глав: I. Восстановление речи у раненых. II. Классификация расстройства речи. III. Частота повреждений органов речи. IV. Задачи и методы логопедии в единстве с лечебной физкультурой. V. Система логопедических упражнений в единстве с лечебной гимнастикой: 1. исправление и развитие дыхания. 2. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки. 3. Упражнения жевательно-артикулярных мышц. 4. Упражнения мимико-артикулярных мышц. 5. Упражнения мышц языка. 6. Упражнения мышц мягкого неба. VI. Общие методические и организационные указания. Литература.

Автор акцентирует внимание на то, что при ранениях челюстно-лицевой области «…нарушается анатомическая целость или только мягких тканей лицевого скелета, или одновременно костей его». При этом нарушаются важные функции – дыхания, жевания, глотания, сопровождаемые нарушением социальной функции – устной речи, «в ее звукопроизносимой части». Данные нарушения возникают потому, что органы челюстно-лицевой области и ротовой полости кроме других функций являются и «органами звукопроизношения».

Автор провел свои исследования на клиническом материале двух специализированных госпиталей, среди контингента раненых, находившихся на лечении, с нарушением речи было от 44 до 47%.

При лечении раненых автор широко использовал систему физических упражнений, используемых в логопедической практике. Главной задачей при этом автор считает подготовку нервно-мышечного аппарата «для артикуляций» и полагает, что исправления нарушений речи являются лечебными физическими упражнениями и поэтому должны быть включены в систему лечебной физической культуры (ЛФК).

Автором приведена в специальной таблице «Классификация расстройств речи», в которой имеется два раздела: 1. Анатомо-физиологические нарушения. 2. Звукопроизносительные нарушения.

М.Е. Хватцев рассмотрел частоту повреждений органов речи по данным ленинградских лечебных учреждений – эвакогоспиталей (ЭГ) г. Фрунзе и Ленинграда, при этом было установлено, что особенно часто повреждаются нижняя челюсть и зубы (85% – Фрунзе) и 65% Ленинградский (ЭГ), зубы отсутствуют на нижней челюсти – 67%, а на верхней – 45%., нарушения только зубов – 46% и 25%; второе место занимают повреждения активнейшего органа речи – языка –(40% – 36%), третье место – ранения скуловой кости и неба, нарушения щечных мышц – у каждого 20-го раненого, углов рта – 13% – 6% . Статистические данные двух ЭГ показывают, что в госпитали глубокого тыла направлялись наиболее тяжелые больные. Автор указывает, что «Дефекты речи крайне тяготят больных. Если в конце-концов они примиряются в известной мере с анатомическими недочетами, как неизбежным злом, то с плохой речью они не хотят мириться и часто с тревогой спрашивают врачей, смогут ли они говорить ясно и понятно. Это обязывает нас максимально помогать раненым в деле восстановления речи».

В Главе IV. Подробно рассмотрены задачи и методы логопедии в единстве с лечебной физкультурой.

Задачами специальной лечебной гимнастики органов речиавтор считал следующие: 1. Предупредить и устранить контрактуры в органах речи. 2. Содействовать анатомическому функциональному восстановлению нарушенных мышц и нервов лица, языка, мягкого неба, глотки. 3. При дисфункции анатомически целостного органа восстановить его нормальную функцию. 4. При отсутствии органа или параличе его воспитать заместительные функции, используя другие органы. 5. Создать более благоприятные условия для последующих операций и протезирования путем ускорения заживления, укрепления и развития пораженных мышц и нервов. 6. Приспособить функцию речевых органов к протезам и новым биомеханическим условиям, например к уплощенному и смятому небу, нарушенному прикусу, дефектам мягкого неба, губ и т.п.

М.Е. Хватцев отмечает, ссылаясь на проф. Лукомского, что «Лечебная гимнастика у челюстно-лицевых раненых во многом отличается от таковой же у раненых в другие части тела. Эти отличия обусловлены своеобразием мышц, их взаимосвязями и иннервацией», например,  наличие таких особенностей ярко выражены при контрактурах нижней челюсти и конечностей. В связи с этими особенностями (напр. парность мимических и жевательных мышц) должны быть разные подходы при применении лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика применялась при двигательных контрактурах, при этом учитывались особенности тонотропных контрактур (по Лукомскому. – Авт,), порожденных расстройством симпатической нервной системой и защитными рефлексами.  Такие контрактуры А.Г. Гинецинский считал наиболее частыми среди других форм контрактур военного времени.

При подготовке речевых органов к нормальной функции занятия лечебной гимнастикой подкреплялись  в обязательном порядке механотерапией, в первую очередь при лечении прочных контрактур челюстного сустава. Считалось, что механотерапия должна проводиться одновременно с лечебной гимнастикой.

М.Е. Хватцев считал, что такие больные нуждаются в комплексном лечении, при участии  хирурга, ортопеда, физиотерапевта и логопеда. Придавалось большое значение психологическому аспекту в работе по восстановлению речи.

Им была разработана схема лечебной гимнастики и логопедии, включавшая в себя: 1. Исправление и развитие дыхания. 2. Методические указания к дыхательным упражнениям. 3. Упражнение: а) мышц плечевого пояса, шеи, глотки: б) жевательно-артикулярных мышц; в) мимико-артикулярных мышц; г) мышц языка; д) мягкого неба; ж) открытой и закрытой гнусавости.

Больные подбирались для групповых занятий, для: а) развития движений нижней челюсти; б) устранения гнусавости; в) восстановления функции губ и артикуляции; г) восстановления функции и артикуляции языка; д)  восстановления функций в более обширных и сложных поражениях. Логопедические занятия в госпиталях проводились в тесной организационной увязке с лечебной физкультурой. Данная работа обеспечивалась следующим оборудованием и инструментарием: 1. Большое зеркало, отражающее 5 человек. 2. Шпатель. 3. Логопедические зонды, приборы и пособия. 4. Измерительные приборы (спирометр, велофарингометр, динамометр Люце и др.).

Ведущим специалистом в организации реабилитационного процесса являлся логопед, хорошо знающий принципы, основные методы и организацию лечебной физкультуры, а работники лечебной физкультуры должны быть знакомы с фонетикой русского языка (описание типовых артикуляций и произношений звуков) и главные логопедические приемы постановки звуков и закрепления их в речевой практике. В логопедической работе предполагалось активное участие лечащего врача и палатных сестер, следивших за выполнением больными палатных заданий.

Заключение: М.Е. Хватцев полагал, «…что во всех случаях фонетических нарушений у челюстно-лицевых раненых логопедические упражнения ускоряют восстановление речи, а во многих случаях являются необходимым условием этого восстановления».

Скрол наверх